На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Важно знать

105 подписчиков

Торговые войны на смартфонах, приложения как часть геополитики

Еще совсем недавно геополитическая борьба разворачивалась исключительно в физическом пространстве. Например, Испания колонизировала Новый Свет, а царица морей Англия была вынуждена узаконить пиратство, чтобы откусывать кусочки от богатств, поставляемых с края света. Но в свете существующих законов пиратство было преступлением, которое осуждали во всем просвещенном мире, поэтому следовало изменить название – так появились корсары, каперы, приватиры.

Одним и тем же словом в разных странах обозначали узаконенное пиратство. Кажется, в Испании как у объекта нападок своего термина для корсаров не появилось, заимствовали чужие слова.

В те времена, чтобы отнять что-то чужое или нанести ущерб противной стороне, нужно было нести определенные расходы: снаряжать корабли, выходить в море, обучать экипаж. В нашем мире все стало намного проще и действеннее, так как он асимметричен. Америка владеет большинством IT-ресурсов, и это была осознанная политика в 60-е годы прошлого века. Это компьютеры, операционные системы, в том числе для мобильных устройств, языки программирования, буквально все что касается компьютерных технологий. Впервые в новейшей истории Китай бросил вызов доминированию США в этой области, Huawei стала телекоммуникационным лидером и при этом сделала ставку на 5G. Задачей США стало не допустить этого любой ценой, так началась торговая война с Китаем, затронувшая не только телеком, но в прямом смысле все аспекты торговли – от ниток и винтиков до продуктов питания.

Китай изначально оказался умнее, чем большинство стран мира, так как закрыл внутренний рынок для американских IT-гигантов. В Китае нет сервисов от Google, на смартфонах стоят десятки локальных магазинов приложений, но не Play Store. Восприятие Android без ключевых сервисов Google всегда было удивительным (а так можно было?), словно это другое качество системы. Но самое главное, что закрыв рынок от сильнейшего игрока, который стал бы доминировать в этом сегменте, Китай добился возникновения альтернативных вариантов – это огромный рынок, где крайне высока конкуренция. Вне Китая ничего подобного не наблюдается, ведь несмотря на то, что в Android не запрещены альтернативные магазины приложений, они никому, по сути, не нужны, люди привыкли к предложению от Google. Бесчисленные попытки создать альтернативу предложению от Google всегда оборачивались провалом, тот же «Яндекс» не смог сделать более-менее удобоваримый магазин приложений и забросил это дело. Потому что дорого, долго и нужны огромные маркетинговые вливания, владелец платформы тут в выигрышном положении. Я в этом не вижу ничего плохого, так как Google создала систему и поэтому имеет на ней преимущества.

Ровно такая же история с Apple, их система и их правила игры, в отличие от Android, вы не можете поставить какие-либо приложения, минуя App Store, у вас просто нет альтернатив (вариант с Cydia рассматривать серьезно невозможно). А значит, Apple тщательно контролирует, что именно появляется в магазине приложений и сколько денег компания получает от этого. Это вызывает в последний год нешуточное возмущение разработчиков, так как конкуренция возросла, а платить 30% чужому дяде за здорово живешь никто не хочет. В Европе регулятор расследует действия Apple, крестовый поход начался с нескольких компаний, например, Spotify.

Павел Дуров написал неплохой текст о том, как монополия Apple и Google лишает разработчиков денег, а пользователи привязаны к конкретным магазинам. Текст интересный, хотя у каждой стороны тут есть своя правда. 

Мне этот текст нравится тем, что он показывает настроения в индустрии, сложившийся статус-кво устраивает далеко не всех. Европа атакует США, вводя налоги на IT-компании (де-факто налог на Google), Америка отвечает санкциями на вино и сыры. Узелок противоречий, которые накопились, становится очень тугим, и возможно, что никто не будет его распутывать. Приложения стали продолжением геополитических притязаний стран, это также уязвимость для тех, кто делает на них ставку. И необязательно тут речь идет про Америку, тот же Китай и китайские компании уязвимы.

Давайте вспомним недавний пограничный конфликт Индии и Китая, в котором погибло два десятка военнослужащих Индии, о потерях Китая не сообщается, но они явно не меньше. В массовой драке участвовало пять сотен человек, офицеры запретили использование огнестрельного оружия, чтобы избежать большего числа жертв. Предыдущий конфликт подобного рода случился в 1967 году, он состоял из двух боевых столкновений.

Знаете, в чем отличие сегодняшнего мира? Индия нанесла экономический удар по китайским компаниям, закрыла свой внутренний рынок для создателей приложений. В список запрещенных попали 59 приложений, самое известное – это социальная сеть TikTok.

Торговые войны на смартфонах, приложения как часть геополитики

Официальной причиной стали массовые жалобы в министерство информационных технологий Индии (очень вовремя!), в частности, чиновники узнали, что приложения используются для кражи и передачи данных за пределы Индии, а компании «занимаются деятельностью, наносящей ущерб суверенитету и целостности страны, обороне, безопасности государства и общественному порядку».

Вам кажется, что это легковесный ответ на гибель военнослужащих? Давайте посмотрим на потери только TikTok от ByteDance. Индия для приложения является вторым в мире рынком, на каждом третьем смартфоне в этой стране стоит эта социальная сеть. Офис TikTok в Индии – это 2000 сотрудников. Планируемая выручка компании в 2020 году – около 2 млрд долларов. Общие потери ByteDance из-за запрета на приложения в Индии могут достичь трех миллиардов долларов. Прямые потери китайских компаний в 2020 году в связи с запретом оцениваются минимум в 6 млрд долларов. Вам все еще кажется, что приложения – какая-то ерунда, что стоит небольших денег?

Обратите внимание, что покупая приложения китайских компаний, индийские пользователи платят им не напрямую, это деньги, что вначале отправляются в Калифорнию (в Google или Apple, не так уж важно). То есть Америка получает свои 30% по умолчанию там, где это возможно. Действия индийских чиновников бьют не только по Китаю, но и по США, денежный ручеек начинает сокращаться.

В ближайшие несколько лет мы увидим множество историй, аналогичных действиям Индии: запреты приложений, попытка вывести платежи в Америку на локальный уровень и обложить их налогами. Государства пытаются выработать схему, при которой американские компании не могут получать деньги их граждан так, как это работает сегодня. И предсказать, куда пойдет развитие этого рынка, невозможно, слишком много разных переменных.

Торговая война США против Китая и попытки остановить развитие Huawei уже привели к тому, что эта компания развивает для своих устройств собственный магазин приложений App Gallery. За счет смартфонов, что находятся в использовании, у Huawei нешуточные шансы создать альтернативу Play Store, месячная аудитория уже превышает 400 млн человек. Понятно, что в основном это китайские пользователи, но размеры все равно поражают.

Для того, чтобы привлечь разработчиков, в Huawei решили отдать им 100% всех внутренних платежей, отказались от комиссии для первого года (исключение составляют игры). На второй год разработчики будут получать 90% платежей. Для тех, кто специализируется на играх, это 85% в первый и второй год, что все равно заметно лучше, чем условия в других магазинах приложений.

Торговые войны на смартфонах, приложения как часть геополитики Торговые войны на смартфонах, приложения как часть геополитики

Жизнь заставила Huawei создавать свою альтернативу магазину приложений Play Store, и это интересный опыт, так как он может сподвигнуть ту же Samsung активнее развивать свой собственный магазин, который есть у компании и приносит ей доходы. Мы можем прийти к ситуации, когда каждый заметный производитель будет создавать свое предложение, что с точки зрения пользователя не так уж плохо, если ключевые приложения будут в наличии.

Наш мир превратился в очень неспокойное место, число разногласий между странами нарастает, даже ближайшие союзники не могут договориться в мелочах, так как своя рубашка ближе к телу. Как результат, мы видим коренные изменения в подходах, и они будут нарастать с каждым днем. В том числе и в области приложений, это точка уязвимости для больших стран, а для держателей платформ – жуткая головная боль. Как вы думаете, Индия запретила китайские приложения? Она вынесла предупреждение Apple и Google, что они обязаны прекратить распространение этих приложений в своих магазинах. Ходят слухи, что в первоначальном варианте даже хотели обязать удалить приложения со смартфонов пользователей (такие возможности у Google и Apple есть), но потом решили добиваться своего поэтапно. Для владельцев платформ убрать тот же TikTok значит лишиться заметной доли в своих доходах, и это выстрел себе в ногу. Но это уже политика, экономика отходит на второй план.

Обратите внимание, что крестовый поход против TikTok начался и в США, причины ровно те же – безопасность приложения, что якобы ворует данные пользователей и передает их в Китай. Когда этим занимается Facebook и собирает огромное число данных на устройстве пользователя, никого в Америке это не волнует. Ведь это «наше» приложение и ему можно. Но как только кто-то пытается сделать нечто подобное, следует острая реакция.

Плохое быстро перенимают чиновники разных стран, так что выработанный механизм запретов быстро распространится по планете. А для Apple/Google это означает рост накладных расходов по управлению своими магазинами, нужно будет внимательно следить, что можно распространять в конкретной стране, а что нельзя.

Мне интересно будет услышать, что вы думаете о приложениях и о том, как они встроены в геополитику, насколько влияют на умонастроения или доходы компаний.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх